Мои ученики – моя гордость

Мои ученики – моя гордость

Как увидеть звук? Как вырастить кристалл? Как в простом природном явлении увидеть физику? А может вы знаете, почему переливается разными цветами мыльный пузырь? Ответы на эти и другие вопросы, уверена, четко знают ученики Татьяны Евгеньевны Максименко, учителя физики гимназии №1 г. Слуцка.

Столько шарма, красоты и обаяния!

Блеска в глазах педагога! – как-то невольно отмечаю про себя при встрече с учителем. Как бесконечно желание человека служить любимому делу... Время – к пяти вечера. Уроки закончились, но в кабинете физики многолюдно. Здесь с опытным педагогом дополнительно занимаются ученики, которые приходят сюда по собственному желанию и с большим интересом к предмету. Среди них – олимпиадники, ребята, которые занимаются исследовательской деятельностью и просто «малыши». Так Татьяна Евгеньевна ласково называет учеников 5 – 7 классов, у которых серьезная подготовка к участию в таких мероприятиях пока еще впереди, но желание узнать тайны природных явлений тоже немалое.

Ученики Татьяны Евгеньевны становятся победителями районных, областных, республиканских олимпиад по предмету, участвуют и побеждают в международных дистанционных олимпиадах. Только в прошлом году ее ученики получили 25 дипломов, в том числе и за исследовательские работы.

Они – постоянные участники Республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект», таких престижных международных конкурсов, как интернет-олимпиада школьников по физике «Барсик» (г. Санкт-Петербург), международная научно-практическая конференция студентов и учащихся «Молодежь и инноватика» (г. Серпухов), Открытая Московская научно-практическая конференция школьников «Потенциал» (г. Москва), Балтийский научно-инженерный конкурс (г. Санкт-Петербург), Всероссийские юношеские чтения имени В.И. Вернадского, международные общественно-научные Гагаринские чтения (г. Гагарин).

Заложить «зерно» роста и успеха

– Выбор темы для исследовательской работы – это всегда сложно. Но когда много читаешь дополнительной литературы по предмету, смотришь – вот одно заинтересовало, вот – другое. Отложил, взял на заметку. И постепенно, когда накопился материал по какой-то теме, вот тогда уже начинает вырисовываться тема работы. Это как дом, сразу не возведешь, нужен фундамент, – отметила Татьяна Максименко.

– К тому же любую работу важно правильно представить – в чем ее новизна, актуальность. Чтобы действительно сказали – это интересно!

Важно «увидеть» и ученика, которому не только будет интересно заниматься данной работой, но и можно будет доверить ее защиту.

– И такие ученики они как-то видны, – рассуждает педагог. – Здесь главное желание. Бывает способный, но ленивый, а бывает ученик и слабее, но у него есть желание и большая внутренняя мотивация показать, что он – может. Он – лучший. Я прежде всего за таких, которые которые желают заниматься. Бывали случаи, что и с «шестеркой» возьмешь, готовишь. Ученик прочувствует уровень, амбиции сыграли, мотивация растет, он занимается дальше, стремится вверх… и это прекрасно!

Ищем физику в плюшевом мишке

– Да, я фанат своей работы. Мне интересно работать с детьми, исследуя разные природные явления: что, как и почему.

Начинаю с пятиклашек. Практикую занятия и с ними. Например, им очень нравится заниматься по теме «Моя любимая игрушка». Смотрим, что может их игрушка: как она прыгает, звучит, пытаемся объяснить это с физической точки зрения, – рассказала Татьяна Максименко.

Ре6ята с интересом узнают, что и в плюшевом мишке тоже физика есть. На примере того же плюшевого мишки мы изучаем с ними деформацию, силу упругости, силу тяжести.

И такая работа дает плоды. Пятиклассник Владислав Тарасенко, к примеру, защитил работу «Удивительные фильтры» онлайн на ІІ Международной конференции учащихся 2 – 6 классов «Будущее за нами» (г. Серпухов) 26 декабря и получил диплом за лучшую работу в естественно-научной секции.

К исследовательской деятельности сподвигли бывшие ученики

– Раньше я много читала о республиканской летней научно-исследовательской школе учителей и учащихся, инициатором создания которой выступил БГУ. Признаться, мне всегда это было интересно, – рассказывает Татьяна Евгеньевна. – Хотелось поучаствовать со своими ребятами и мне, но как-то не решалась. Сподвигли бывшие ученики Дмитрий Гурбо и Денис Адамович, – вспоминает педагог, – «А давайте! Получится!». Это придало сил и уверенности. Стартовым стал 2000 год. Тогда еще эта школа находилась в деревне Лужесно (Витебская область). Я и мои ученики вместе с другими одаренными ребятами слушали лекции преподавателей университета, занимались исследовательскими работами. Там я «увидела», прочувствовала уровень. Глубже вошла в суть исследовательской работы с учениками.

Вдохновила и сама атмосфера. После того, как мы с учениками побывали в этой школе, наши работы на всех уровнях стали гораздо результативнее, и дело у нас пошло.

На счету Татьяны Евгеньевны и ее учеников более 300 исследовательских работ по физике, энергосбережению, космосу... Все они отмечены дипломами, многие – на международном уровне.

Пригодилось все

Отвечая на вопрос, почему именно физика стала предметом большой увлеченности на всю жизнь, Татьяна Евгеньевна, отмечает:

– Мама у меня – математик, более 30 лет работала директором школы. Отец был инженером. И то, что я окончила Оренбургский государственный педагогический институт по специальности «физика» – это не случайно. Да и два младших брата у меня также физики. В школьные годы я увлекалась еще и танцами, любила немецкий, а в годы учебы в Оренбургском институте мне посоветовали окончить, в том числе и факультет общественных профессий, где у меня была специализация – хореография и немецкий язык. И я не пожалела.

Муж у меня военный. Родом – оба из России, но пришлось пожить и в Азербайджане, и в Германии. В Азербайджане, например, женам военных устроиться на работу было трудно. Поначалу у меня было несколько часов физики в вечерней школе, потом предложили место в русскоязычной школе. В Германии также устроиться было нелегко. Командование части, где служил муж, предоставило мне детскую комнату, я занималась с детьми пением и танцами. Когда дочь пошла в школу, вела танцевальный кружок в ее классе. Позже мне дали часы физики. Как видите, пригодилось все – и знание немецкого, и умение танцевать.

Когда в 1989 году приехали в Беларусь, мест в школах Слуцка тоже не было. Обошла все. Взял на работу бывший директор гимназии №1 Евгений Григорьевич Жартун. Поначалу тоже – физика и танцевальный кружок.

Татьяна Максименко имеет нагрудный знак «Отличник образования Республики Беларусь». Более 30 лет она учит детей физике в гимназии №1 города Слуцка.

Награждена двумя медалями имени Ю.А. Гагарина. Их педагогу вручила Ассоциация музеев космонавтики России за большую работу по космической тематике, за личный вклад в популяризацию и пропаганду научных знаний. Медалью им. К.Э. Циолковского от Федерации космонавтики России.

О семье

Татьяна Евгеньевна – человек увлеченный профессией. В школе она до 9 вечера. Уроки сменяются занятиями с олимпиадниками, ребятами, увлеченными исследовательской деятельностью, потом – изучение дополнительной литературы, подготовка, планирование к следующему учебному дню.

– Ой, у меня замечательный муж!– с тихим восторгом говорит педагог. Признается, что на семью, конечно, остается совсем мало времени. Но она очень благодарна мужу и членам семьи за поддержку и понимание, за возможность всецело отдаваться любимому делу. Татьяна Евгеньевна гордится своей дочерью, которая имеет высшее экономическое образование, и внучками, старшая из которых уже окончила БГУИР с отличием, она – инженер-программист, учится в магистратуре.

Мои ученики – моя гордость

Татьяна Евгеньевна гордится также и своими учениками, которые стали не только хорошими программистами, но и людьми. Среди них Анастасия Ксензова, Алексей Немкович, Александр Новиченко, Лера Махлай, Александр Петкевич, Дан Бирюк, Анна Качанко, Егор Зенькович, Глеб Шурыгин и другие.

– Они – как талисман – придут, навестят, и у нас с другими ребятами обязательно новые победы, – говорит педагог, – В настоящее время мне очень приятно за успехи моих учеников Никиты Гусака, Сергея Кравчени, Артёма Неделько, Алины Гурской, Марии Германович, Яна Сикорского и других ребят.

Об особом отношении россиян к белорусам

– Где бы я ни была, мне всегда хочется рассказать о моей любимой гимназии – гимназии №1 города Слуцка. Про нее мы рассказываем во время конференций, пленарных заседаний, других мероприятий. Я всегда с гордостью рассказываю, что это – старейшая школа страны, с богатыми традициями, но современная и красивая. После чего подходят и говорят: «Да, вы настоящая белоруска», на что я отвечаю: «С глубокими российскими корнями». Наверное, потому меня так и тянет в Россию на все эти конкурсы, все-таки – родина. Хотя Россия и Беларусь, на мой взгляд, ничем не отличаются. Да и нас, белорусов, там, в России, принимают очень хорошо. Встречают всегда с теплотой и с позитивом. И это очень приятно.

Беларусь же для меня стала другой родиной, где у меня есть любимая работа и все условия для жизни, роста, профессионального развития и самореализации.      

                
 

 

Наталья Громыко